За життя

Це стосується і України. Єдиний нюанс - до 2010-го року рівень довіри людей один до одного в Україні був істотно вищий за російський. Але три роки покращення зробили свою справу - людина людині вовком таки стала. К сожалению, уровень доверия людей к друг другу и социальным институтам вещь крайне консервативная, он не может быстро измениться в лучшую сторону, наработка доверия происходит долго, рухнуть же оно может очень быстро. Если принято врать и жульничать, если имеется экономика «кидка» и под это в массовом сознании подводится база «не мы такие, жизнь такая», то уже ничего не сделаешь. Общество безнадежно испорчено недоверием, и поэтому оно обречено. Обречено в том смысле, что никакого такого прогресса и прорыва без глобальных потрясений этого общества произойти не может. Отношения на основе недоверия приобрели самовоспроизводящийся характер. Большинство составят озлобленные, никому не верящие и не способные к какой-либо конструктивной деятельности люди. Существование в состоянии массового озлобленного недоверия не может не кончиться войной всех против всех. Возможно, что потом, на развалинах страны и государства, поставленные на грань физического выживания люди и найдут возможность восстановить уровень доверия к друг другу, но не раньше. Боюсь, что точка невозврата уже пройдена.
Отмечу (во избежание), что сий ироничный текст не касается "всех росиян", а описывает типовые шаблоны поведения среднего россиянина (безусловно, не конкретно вас) относительно Украины (и в большой степени - на территории Украины и/или при обсуждении тем, связанных с Украиной). Originally posted by at 10 заповедей истинного кацапа в Украине
1. Кацап никогда не должен знать, учить и понимать украинскую речь. В случае, если ему удалось путём сложных умозаключений и через множество ссылок на других языках, что-то разобрать - он всё равно должен упрямо твердить даже под пытками, что" твая мая не панима"; 2. Истинная история Кацапщины, именуемой ими Россия, является злом. И грозит несчастиями, как отдельному кацапу, так и всей этой территории. Потому знать её нельзя, и в целом смертельно опасно; 3. Кацап должен всегда смотреть исключительно на северо-восток. Другие направления плохо сказываются на шейных позвонках, а также ослабляют его убеждённость. Спать лучше тоже мордой к северо-востоку, так как там находится ось мира - Третий Рим, именуемый в простонародье Москвой. Оттуда идут всевозможные флюиды и лучи благодати, благотворно сказывающиеся на сне кацапа. Некоторые злопыхатели называют эти лучи и флюиды пропагандонским излучением Останкинской башни; 4. Кацап в силу своего ограниченного кругозора обязан всех, кто не согласен с его убеждениями, объявлять фашистами, нацистами, пособниками сионизма, буддизма, абстракционизма и мирового империализма - все измы варьируются от обстоятельсв. И даже если собственную руку свело в судороге от приветственного Хайль, упрямо твердить о том, что это не его рука, а рука оппонента выбрала такое положение. А у всех, кто на него смотрит, временные галюцинации; 5. Кацап должен быть преданным единственно правильной вере - Московскому православию, даже если сам сомневается в существовании Бога. Носить свечки и хоругви и участвовать во всех силовых акциях переодетых под монахов сотрудников московских спецслужб. Остальные верования отрицать как факт. При этом ссылаться на заявления некоего Гундяева, бывшего торговца сигаретами, занимающего по совместительству с непосредственной службой, генерала КГБ, ещё и чин главного попа. При этом, кто такой Христос, и где про него написано, знать не обязательно, а в большинстве случаев и вовсе вредно знать, так как почти все положения русского православия идут в разрез с проповедями Христа; 6. Кацап должен жить по строго установленным правилам «Руссъкаго Миръа». «Руссъкiй Миръ» - это такое состояние, типа нирваны, после длительных упражнений в йоге, но ещё более просветлённое. Следовательно, войдя в это состояние, молодой и неопытный кацап застревает в нём навсегда. "Р. М". есть очень сложное учение, и надо пройти множество инкарнаций, прежде чем душа кацапа сольётся в безграничном экстазе с ДвухГлавой Курой - главным богом кацапов. Его (Её) они выбрали в качестве своего герба; 7. Кацап на всех столбах обязан писать, что его притесняют галичане, даже если столб расположен в Аделаиде или Токио, а галичан он в глаза никогда не видел. Слово "Галичина" приводит кацапа в неимоверный ужас - он не знает, что это, но ему дедушка нквдшник рассказывал, что это что-то типа ада на земле для кацапов, и галичане, живущие там, любят пить кровь кацапских младенцев, живя в обнимку с Майн кампф и шмайсером. Сам кацап живёт в обнимку с портретом Глиста - этакого мессии, посланца от ВеликойДвухГлавойКуры, спустившегося на благословенную землю кацапов - Россию, где и правит. Там, на родине кацапов, его ещё называют Путин, по-видимому, из-за того, что этот Великий Кормчий установил чёткие направляющие - куды идтить. Без него ну просто никак - беспутье; 8. Везде защищать этого Глиста, даже если в результате принятых им решений в России, для кацапа в Украине, наступают гаплык, кердык и прочие неприятности. Кроме галичан, кацапы боятся ещё чеченцев или кавказцев, а также американцев (пиндосов -- на кацапском наречии), но это отдельное положение не предусмотренное в использовании на Украине. Потому оно под грифом "секретно", либо - "использовать по особому распоряжению"; 9. Особое внимание уделять развитию ненормативной лексики в своём словарном запасе, называющегося словом мат. Это что-то типа интелектуальных упражнений. Матерщина приводит кацапа в нужное состояние для решения сложных для него задач. Чем больше ненормативных слов он знает, тем меньше отвлекается на другие слова, которые ведут кацапа к духовному обнищанию. Мат также можно использовать в качестве подсобного средства при начальной стадии просветления, в учении «РуссъкагоМиръа»; 10. Уметь различать настоящих и не настоящих украинцев. Настоящие украинцы - это хохлы, а не настоящие - бандерлоги. Это самая сложная часть его познания об Украине и её жителях, о которых он имеет очень смутные представления, потому что всех их называет почему-то словом "свидомый". Видимо, из-за отсутствия собственной свидомости. Чего нет, того не отобрать у кацапа, это именно её. Сознание это враг кацапа. Впрочем, об этом уже говорилось выше. Найдено тут
ідіоти: Ребенок родился и живет в Америке, но имеет русское гражданство. ... Учится в американской школе в 10 классе. Хочет в поступать в Московский университет (как российский гражданин) Жертва пропаганди, звісно. Але все одно ...
Пугая людей Адом и затем обещая им Спасение, самые невежественные и извращенные индивиды могут навязать им целую философскую систему, которая не выдержала бы и двух минут рационального анализа. А любой альфа-самец одомашненных приматов, как бы он ни был жесток или испорчен, может повести за собой всю стаю приматов, закричав, что альфа-самец соперничающей стаи собирается напасть на их территорию. Эти два рефлекса млекопитающих известны соответственно как Религия и Патриотизм. Они срабатывают у одомашненных приматов точно так же, как у диких, так как являются Относительными Эволюционными Достижениями (на определенном этапе).

Соответственно, ни о какой демократии в России не может быть и речи. Скорее она рассыпется на части, чем превратится в цивилизованное государство.

PS: А вот тут и про Украину есть:

Итак, если поместить этих четырех приматов на необитаемый остров, можно предсказать, примерно с той же вероятностью, с какой химик предсказывает нам результат соединения четырех элементов, что субъект Ж1 и субъект Ж4 (дружелюбная сила и враждебная сила) попытаются захватить власть -- Ж1 для того, чтобы помочь другим, Ж4 потому, что он не может представить у руля никого другого. Ж1 уступит Ж4, так как хочет, чтобы все шло хорошо в интересах других, а это невозможно, если Ж4 не окажется наверху. Ж2, дружелюбную слабость, не интересует, кто -- Ж1 или Ж4 -- будет у власти, лишь бы кто-то другой принимал решения. А Ж3, также независимо от того, кто будет у власти, будет жаловаться (и жаловаться, и жаловаться), в то же время избегая любых действий, требующих личной ответственности.

Это к вопросу "почему оппозиция все время ссорится, а бандитам удается делать пакости сообща".
Сегодня рассказал историю жене (тоже юристу) вкратце (пока в пробке стояли), она сразу и не задумываясь сказала, что халявщики - воры, которых легко можно привлечь к уголовной ответственности за кражу. А тех, кто выложил купоны - за соучастие. И пока люди вместо того, чтобы ворам давать по рукам, утверждают что нужно им потакать и обслуживать их ордера и т.д. и т.п., совок будет продолжать в дерьме жить и дерьмо жрать. Ибо воровство - их бог. А ни один вор еще ничего не построил.
Сегодняшняя история с озоном и ворами халявщиками напомнила мне ситуацию, случившуюся 3 года назад у меня возле дома (собственно, эта ситуация и продолжается и она неизлечима).
Мне завезли (за деньги, естественно) машину чернозема. А так получилось (нужно было), что чернозем выгрузили на горе над домом, а не возле самого дома. И вот, я наблюдаю, что по нашей грунтовке, где никто не ездит, туда-сюда снует старый москвич 2141. Взял собаку, пошел посмотреть, куда ж там москвич ездит так хитро (а ехать очень хитро - один конец двухкилометровой грунтовки у нас находится при въезде в кооператив, а второй заканчивается чуть выше моего дома и ведет в лес). Картина маслом - два рагуля деловито пакуют в мешки мой чернозем. Подхожу, говорю "выгружайте". " - А шо такое?". Объясняю, что чернозем не их и не фиг. В ответ сакраментальное: "ну он же тут лежит". "Погодите, чернозем не ваш. За него деньги плачены", говорю. Они не понимают - "ну на нем же не написано". Так и не поняли, почему нельзя красть чужое. Короче, погнал я тогда этих рагулей, кучу эту мы использовали на треть (больше не нужно было), а остатки потом таки кто-то разворовал. Рагули оказались из нашего же кооператива, т.е. вроде и не нищие. А еще мне завезли 30 тонн отработанного грибного компоста, лежит вдоль грунтовки. Тоже половины кучи уже нет - разворовали.
Вот эти самые халявщики, обиженные на всю голову природой Озоном, такие же рагули с совковой тырсой вместо мозгов. Ни одному небось в голову не пришло, что купон, даже если его кто-то выложил на публику, не является их собственностью. Техническая ошибка не дает этим хомячкам права злоупотреблять и пытаться нагреть руки на чужом имуществе. Отдельный луч ненависти тем моральным уродам, которые злоупотребили оказанным им доверием и выложили приватные купоны (тоже теперь небось рассказывают "а там не было написано, что нельзя") на публику. Я бы на месте озона таких вообще забанил нафиг, за альтернативную сексуальную ориентацию. А потом эта же офисная дрянь воет "как плохо жить в стране". Фубля. Зы: для тех, кто не понимает причин моего возмущения. Представьте себе, что вы - девушка и пришли позагорать на краю нудистского пляжа. И тут к вам пристраивается толпа малолеток с целью посношаться. На ваши резонные возражения они отвечают "но ты тут сама голая улеглась!"
Так от, українці вже знають, що прибирання набридлого президента само по собі магічно нічого не вирішує. Кацапам цьому ще вчитись.
Бьют хиппи панка. Ногами. Больно. И приговаривают: - Битлз нужно слушать, они добру учат
Вообще странно, что никто из переживающих по поводу российского закона об оскорблении чувств верующих не предложил повернуть закон против самих верующих и церкви. Многие подчеркивают, что церковь (институция) далека от библейских заповедей и вообще от библии. Соответственно, никто не мешает обвинить официальных представителей церкви в оскорблении чувств рядовых верующих. Простейший же ход - подать жалобу (пару тысяч штук по всей стране), что действия Гундяева оскорбляют чувства верующих, поскольку расходятся с библейскими заповедями. И пусть Гундяев и Ко оправдываются в судах. Я уверен, что примеров прямого противоречия между действиями клириков и священным писанием можно найти тысячи - вот и загрузите суды и прокуратуры работой.
Не могу не перепостить целиком - уж очень редкий (хотя и не новый) взгляд на состояние дел в России.

Upd: Оригинал интервью с предисловием и историей тут.


Originally posted by at Редкая птица

Россия — удивительный в своём роде реликт эпохи позднего феодализма, всё ещё существующий во втором десятилетии XXI века. Этот факт — кроме того, что доказывает нелинейность исторического времени — сам по себе настолько невероятен, что одно только признание его как факта уже является в каком-то смысле когнитивной революцией. В начале ХХ века Россия — сословная монархия, развалилась, чтобы возродиться сословной же квазимонархией, и в этом состоянии, «усыхая», продолжает жить. В России нет «производственных сил» и «производственных отношений» ни в марксистском, ни вообще в западном смысле этих понятий. В России нет классов, соответственно, нет партий, выражающих интересы этих классов, нет политики, — нет ничего привычного западному глазу, западному уху. Вместо этого — сплошные карго-культы: политики, бизнеса, медиа и т. д. Отсюда естественным образом проистекает полнейшее непонимание происходящего в России.



Как только в России сформируется то, что называется «economy» и «society», она распадётся. Если бы этот начавшийся в 1917 г. распад не был остановлен большевиками, а продолжился бы — как продолжился распад Австро-Венгрии (Священной Римской Империи) — и шёл бы естественным путём, в рамках становления и укрепления государств-наций, возможно, мы увидели бы самостоятельные государства не только на «предавших империю» окраинах, от Эстонии до Таджикистана, но и на пространстве «большой России». (Собственно, две «окраины», сформировавшиеся как нации и сумевшие консолидироваться внутренне, а также обеспечить себе внешнеполитическую поддержку, так и не вернулись в лоно «материнской» империи — это Польша и Финляндия. И если Польша ещё маялась в Варшавском блоке и СЭВ, то с Финляндией не сработал даже такой, относительно мягкий вариант «реконкисты».) Это был бы в известной мере естественный, «европейский» путь, и не исключено, что, хорошенько размежевавшись, русские республики снова пришли бы к какому-то варианту объединения, но уже на совершенно новых, не имперских, или вовсе антиимперских, принципах. Всё-таки гомогенность этнографического и лингвистического ландшафта России выше, чем «в среднем по Европе» или даже в некоторых европейских странах.

Интересно пофантазировать, как выглядела бы картинка, если бы распад Российской империи шёл по тому же сценарию, что и распад Британской. Сначала отделяются де-факто «англо-саксонские республики» — Канада, Австралия, Новая Зеландия, сохраняя формальный вассалитет по отношению к сюзерену — британскому монарху, оставляя нетронутым даже пост генерал-губернатора. Затем отделяются собственно колонии — этнически и культурно совершенно чуждые метрополии: Индия, африканские провинции, ближневосточные, и т. д. Сегодня дело дошло до Шотландии — как бы пресловутый британский флаг не порвался, разделившись:



Ну, а теперь, собственно, текст, которому предназначено это предисловие.


Симон Кордонский, «Как устроена Россия» (Юлия Вишневецкая)


Почему никто не виноват и ничего не надо делать


— Много у меня жизней было, самых разных. Работал я и в администрации президента — с 2000 по 2005 год, сначала начальником экспертного управления, потом старшим референтом президента. Говорить об этом включенном наблюдении власти пока не хочу, но было очень тяжело. Хотя без этого опыта я вряд ли смог бы написать «Сословную структуру постсоветской России».


Говорить не от абстрактных идей, а «от жизни», от социальной реальности, от опыта, в том числе и личного, — это стиль. Симон Кордонский как будто нарочно прошел все слои этой самой «социальной реальности», то и дело упираясь в ее парадоксы и странности. Его несколько раз исключали из Томского университета, он скитался по советской Сибири без прописки и работы, писал на заказ диссертации и ремонтировал квартиры. Рассказывают, что сам Егор Лигачев (в 80-е годы член Политбюро ЦК КПСС, отвечавший за идеологию. — «РР») приказывал «этого еврея на работу не брать». Кордонский прибился к сильнейшей с СССР школе полевой социологии Татьяны Заславской, изучал и алкоголизм на селе, и партийную структуру на местах, читал лекции о том, «как устроена жизнь», даже кагэбэшникам.


Благодаря социологическим семинарам к перестройке он уже был хорошо знаком с кругом будущих реформаторов — Чубайсом, Гайдаром, Авеном и другими, видел, как готовился переход к капитализму, как «из-за предательства ряда высших руководителей партии» ГКЧП вдруг стало фарсом, а не китайским или чилийским вариантом.


Кордонский принимал участие в спешном написании первых либеральных законов, но в правительство Гайдара идти отказался. Зато потом на пять лет попал в администрацию президента Путина, откуда, впрочем, умудрился уйти по собственной воле. С ворохом наблюдений и вопросов.


— В 2002 году появился закон «О системе государственной службы РФ», — рассказывает он. — Потом закон «О государственной гражданской службе». По закону — и вопреки Конституции — создавались категории людей с выделенным статусом. У меня что-то копошилось в башке: я не понимал, зачем это. Я задавал вопросы серьезным людям, собирал семинары, ученых — толку никакого. Пересказ западных теорий. А потом у меня в голове сошлось: вот эти законы о системе госслужбы — это создание новой социальной структуры.


Про Кремль и сословия


— Сословия — это группы, создаваемые государством для решения своих задач. Вот есть внешняя угроза — значит, должны быть люди, которые ее нейтрализуют, военные. Есть внутренняя угроза — значит, внутренние войска и милиция. Есть космическая угроза — должны быть космические войска. Есть природная угроза — есть служба Роспотребнадзора. Сословия — это не профессии, там могут быть люди разных профессий. Сословия есть в любой социальной системе. Это доклассовая штука. Классы возникают на рынке естественным путём, а сословия создаются государством.


Если у власти классовая структура, появляется механизм согласования интересов между классами. Называется это демократия. Появляется парламент как ее оформление. У демократии очень прикладная функция: согласование интересов богатых и бедных. А в сословной системе механизм согласования интересов — собор. Съезды КПСС — это были соборы: представители всех сословий собирались раз в четыре-пять лет и согласовывали свои интересы.


— А в чем разница?


— Разница — в чем интерес. Если есть рынок, возникают классы. Отношения между классами нужно регулировать. Появляются законы, регулирующие эти отношения. Появляется судебная система. А в сословной системе это все — лишнее. Там нет рынка, а есть система распределения. Наверху находится какой-то человек, называется он президентом, генсеком или монархом — неважно. Он верховный арбитр. Ведь все люди, которым распределяют ресурсы, считают себя обиженными. В нашей стране есть два типа жалоб: много взяли и мало дали. И все жалобы обращены наверх, к верховному арбитру. Пишут ему и ждут, что он там решит. А арбитр должен навести справедливость, наказать тех, кто берет не по чину, и выдать ресурсы тем, с кого много взяли или кому мало дали. Сейчас ресурсами являются власть, финансы, сырье и информация. Государство концентрирует эти ресурсы у себя и распределяет по социальным группам, которые само же и создало.


— Зачем нужны эти группы?


— Упорядоченность. Для власти очень важно, с кем имеешь дело. Приходит к тебе человек с двумя судимостями, который занимает должность в исполнительной власти субъекта Федерации. А кто он? Как себя с ним власть должна вести? Введение законов о госслужбе совпало с изгнанием судимых из системы власти. Изгнали всех, кто имел судимость. Разделили: есть сословие маргиналов, ограниченных в правах, — вот судимому там и место. А во власти другое сословие, там не должно быть судимых. Не должно быть совмещения этих статусов.


В 90-е возникло социальное расслоение. Учителя, врачи, военные — это были советские сословия, лишенные потока советских ресурсов. И они попали в самый низ иерархии распределения. Начали формироваться классы богатых и бедных. Сословные различия между бедными исчезали. Начались движения протеста — забастовки, голодовки. Нужно было наводить порядок. А порядок в чем заключается? В том, чтобы накормить, обеспечить обделенных положенными им ресурсами. Для этого нужно было рынок ужать — ресурсы изъять с рынка, чтобы их можно было потом распределять в пользу сирых и убогих. Мы последнее десятилетие жили в этом процессе.


Ужатие рынка началось с «дела Ходорковского»: перевод всех ресурсных потоков в бюджет и распределение их в пользу как сохранившихся советских групп — бюджетников и пенсионеров, — так и новых групп. А чтобы распределять, надо знать кому: учителям полагается столько, врачам — столько, фээсбэшникам — столько. Сословная социальная структура в нашем государстве нужна именно для того, чтобы обеспечить справедливое распределение. Ее не было, ее нужно было вновь создать. И появился закон «О государственной службе». И последующие сословные законы.


И все эти сословия теперь друг на друга наезжают. Вот прокуратура со Следственным комитетом чего бодаются? Делят ресурс. Игровой бизнес, например, недавно делили. Вроде поделили. Идут межсословные войны. Прокурорские с судейскими, против ментов все выстроились: крышевали менты бизнес — а давайте их сдвинем. И вот он, закон «О полиции». У всех есть свои интересы на ресурсном поле, всем нужен увеличивающийся поток ресурсов. И всякое уменьшение количества ресурсов порождает дефицит, конфликты и стремление к переделу. Здесь и появляются борьба с коррупцией и ее жертвы — те, кому не повезло, кого назначили козлами отпущения при изменении порядка в распределении ресурсов.


Но сословная система в России еще не полностью сложилась: форма есть, а сословного самосознания не появилось. Ведь должны быть и сословные собрания, и сословная этика, и сословный суд. Система не доведена до конца — и классы не до конца разрушились, и сословия не достроились.


Про деньги и рынок


— У нас же денег нет. У нас есть финансовые ресурсы. Везде написано, что бюджетные деньги — вне рамок государственных инвестиционных программ — нельзя инвестировать, они в конце года списываются. Это не деньги. На них нельзя наваривать. Чтобы можно было на них наварить, нужно финансовые ресурсы увести в офшор: при пересечении границы они становятся деньгами. И тогда их можно инвестировать. Поэтому финансовые ресурсы уводятся в офшоры, там конвертируются в деньги, которые — уже отмытые — инвестируются внутри страны.


Предпринимателей у нас тоже нет, а есть коммерсанты, которые рискуют на административном рынке в отношениях с бюджетом. Это совсем иные риски, чем на рынке. У предпринимателей риск — что ты разоришься, если товар не купят. А здесь риск — что тебя посадят и все отберут, если ты не поделишься. Предприниматели не иерархизированы, они могут быть только богатыми и бедными. А у коммерсантов есть иерархия: есть купцы первой гильдии — члены РСПП, есть вторая гильдия — «Деловая Россия», и есть купцы третьей гильдии — члены «Опоры». Это чисто сословное деление, унаследованное от имперских традиций. Купцы, в отличие от предпринимателей, работают с бюджетом. Они конкурируют за госконтракт.


Вся коммерция у нас при бюджете. Почему такая фигня идет с 94-м законом — о госзакупках? Потому что все от него зависит. Весь крупный бизнес в той или иной степени обслуживает государство через бюджет. Есть еще мелкий бизнес, бизнес выживания. Но найдите в любом сельском муниципальном районе предпринимателей, не зависящих от районного бюджета. Не найдете. Всех вывели под корень. Это и есть административный рынок: происходит конверсия статуса в деньги. Власть обменивается на деньги. Вы статус конвертируете в финансовый ресурс, финансовый ресурс — в деньги, а деньги — опять в статус: покупаете место во власти. А через статус получаете доступ к ресурсу.


Про коррупцию


— Это очень интересная процедура, которую называют коррупцией, но которая коррупцией не является. Дело в том, что сословия у нас по закону не иерархизированы. Непонятно, кто главнее: правоохранители или гражданские госслужащие, например. А форма иерархизации — это выплата сословной ренты. В результате выстраивается иерархия: какие сословия каким платят и как берут. Еще недавно прокурорские имели очень высокий статус, все им платили. А сейчас их опустили. Почему гаишнику платят? Не потому, что водитель что-то там нарушил. А потому, что, выплачивая кэш гаишнику, вы демонстрируете подчиненное положение сословия автовладельцев сословию людей с полосатой палочкой. Без разговоров же обычно платят.


Сейчас в отношениях между водителями и членами властных сословий бунт, и это тоже феномен сословных отношений: так называемые «синие ведерки» бунтуют против тех, кому они вынуждены платить, и против тех, кто обладает особыми сословными правами на передвижение — номерами и мигалками.


— Так почему все-таки эта коррупция не является коррупцией?


— Коррупцией называются отношения в классовом обществе. А у нас другие отношения, межсословные. Сословная рента — это клей, связывающий разные сословия в целостность: у них же другой связки нет, кроме взаимного обмена рентой. Это не всегда делается неформально. К примеру, есть процедура лицензирования. Вот пишет программист программу. Написал — чтобы ее продать, он должен ее залицензировать в фирме, ассоциированной с ФСБ. Стоимость лицензирования иногда выше стоимости самой программы. Это тоже форма сбора сословной ренты. Процедуры лицензирования, аккредитации, разрешения, согласования… За все же нужно платить.


Сейчас в том, что называется коррупцией, происходят очень интересные процессы. Посмотрите, на обычном рынке регулятором является ставка банковского процента, цена денег. А у нас ресурсную систему регулирует норма отката. Ведь если за деньги надо платить, то надо платить и за ресурсы, то есть откатывать их часть в пользу того, кто ресурсы распределяет. Норма отката — аналог банковского процента в ресурсной экономике. Не будет отката — система не будет крутиться. А норма отката регулируется репрессиями против тех, кто берет не по чину. Все это прекрасно осознают. Но проблема в том, что, в отличие от ставки банковского процента, сейчас у этих репрессий нет «единого эмиссионного центра». Поэтому норма отката растет, а экономика стагнирует. Правило сословной системы — бери по чину. А сейчас очень многие не по чину берут.


— Так нужно бороться с такой коррупцией?


— Это очень опасно! Это же не коррупция, это форма связи социальной системы. Чрезвычайно опасно! Помните узбекское дело 86–87-го годов? Начали, как сейчас, бороться с коррупцией — с тех пор там война идет: Гдляны-Ивановы всякие сломали социальную структуру, начался бардак, который длится до сих пор.


Про поместья


— Какая у вас в квартире дверь? Металлическая? Замки стоят хорошие? Вот вы запираете дверь и оказываетесь в замкнутом пространстве — оно ваше, личное. Поместье — это не место, это социальное пространство, замкнутое, огороженное. Все эти дачи — это строительство поместий. Вы заметьте, как они строятся. Первым делом забор. Потом дом как самообеспечивающаяся система: генератор автономный, канализация автономная, вода из своей скважины. У нас страна — система вложенных поместий. Что такое глава администрации региона? Это помещик, посаженный верховной властью, как при царе. Функция его — обеспечить, чтобы подданные правильно голосовали.


— Но это же не его собственность.


— Так и в царские времена была не его. И это не имперский помещик, а постсоветский. Имперский помещик был напрямую зависим от императора. А у нас сейчас возникла система вложенных друг в друга поместий: президент назначает губернатора, губернатор фактически назначает глав муниципальных образований, которые в свою очередь назначают своих вассалов. И каждый вассал выступает помещиком по отношению к нижестоящему вассалу.


Про власть


— Система, которую вы описываете, устойчива?


— Пока есть поток распределяемых ресурсов. Поток уменьшается — начинается дефицит. Он сплачивает систему до определенного предела, но когда предел пройден, она ломается. Так развалился Советский Союз. Если бы отпустили цены на два года раньше, СССР, вероятно, выжил бы — ресурсов было достаточно, но система ценообразования была неравновесная: мясо на рынке стоило восемь рублей, а в магазине — два рубля. Если бы сделали восемь рублей, не было бы дефицита мяса. Как только ресурс выводится на рынок, устанавливается рыночная цена и равновесие. В СССР держались до последнего, поэтому цены пришлось отпускать Гайдару. Хотя все документы были в ЦК подготовлены еще в 89-м году.


— А у нас сейчас дефицит чего?


— Власти.


— И куда она делась?


— Растворилась. Найдите человека, который решит любую проблему. Нету его. Обдерут как липку, а проблему не решат. Еще и подставят. Есть рынок имитации власти.


— А кого слушаются?


— А никого. Исходят из собственных интересов. Понимаете, есть «в реальности» и есть «на самом деле». В реальности во власти все места заняты, а на самом деле власти нет. Все ищут, кому дать. Непонятно, к кому обратиться, чтобы решить проблему. Все спрашивают: у кого сейчас власть? А ее нет. Дефицит.


— А можно «отпустить цены на власть»?


— Это значит свободные выборы. А в выборах некому участвовать, потому что народа нет.


— Обычно этим занимаются политические партии.


— У нас нет политических партий. Есть сословные имитации. В России свободный рынок власти — это развал государства. Куда Чечня денется, как вы думаете? Или дальневосточные регионы?


— А в Советском Союзе был дефицит власти?


— Пока была КПСС, дефицита власти, похоже, не было: каждый мог получить свой кусочек власти в результате торга.


— Почему же сейчас не так?


— КПСС нет. Из «Единой России» исключили — и что? А при КПСС исключение из партии — это социальная смерть. В СССР понятно было, как делать карьеру: вступил в комсомол, потом в армию, пришел из армии уже членом партии, поступил в вуз, попал в партком вуза, оттуда в райком, оттуда на хозяйственную работу. А оттуда как повезет: либо в партийную иерархию, либо в контрольную — в прокуратуру, комитет народного контроля. И по этой лесенке можно было забраться на самый верх. А сейчас нет таких лифтов. Люди заперты в низах. Есть корпоративные структуры типа «Роснефти» или питерских, но в них нет динамики. Вы заметили, сколько лет люди сидят у власти? Нет межсословного лифта. А как депутаты сейчас маются! Кому-то повезло — пошел в Совет Федерации. Кто-то спустился на региональный уровень. А остальным куда? Межсословной мобильности нет. Люди заперты в своих клетках.


— И когда дефицит власти исчезнет?


— Может быть, он исчезнет с президентскими выборами. Но если Путин не пойдет на репрессии, он не восполнит дефицит власти. Ему нужно будет продемонстрировать власть. А это можно только репрессиями по отношению к своему кругу. Иначе ему не поверят. У Путина проблема: та команда, которую он сформировал, распалась, у людей свои бизнесы. А все остальные смотрят к себе в карман, и Путин для них — просто ресурс. И ему, как мне кажется, сейчас просто не на кого опереться. Помните, несколько лет назад на какое-то совещание к Путину по металлургии не приехал владелец металлургического комбината. Путин говорит: «Ах, он заболел? Пошлите к нему докторов». И поехали к нему доктора с погонами. Еле выкрутился мужик. Это была власть, была регулируемая репрессиями норма отката.


— А откуда вообще берется власть?


— Она появляется сама по себе. Такая вот метафизическая субстанция. Вроде материальная, а вроде и не материальная. Передается из рук в руки. А нету — так и передавать нечего. Вот передал Путин Медведеву власть формально, а ее нету: на самом-то деле ничего не передал, пустышку. И откуда взять — непонятно. Власть — это консолидация противоречивых стремлений, а сейчас нету поля консолидации. Все замкнулись в поместьях и охраняют их, чтобы, не дай бог, не потерять.


Про митинги


— Это обычный русский бунт, только в необычной среде. Помните, у нас бюджетники, пенсионеры протестовали против монетизации льгот? Люди были обижены тем, что у них отбирают статусный ресурс, конвертируя его в рубли. У сегодняшних протестующих инстинктивная реакция: люди обижены, что их не уважают. Они думали, у них есть избирательный ресурс, а им, как им кажется, показали фигу. И власть теперь думает, как компенсировать это нарушение социальной справедливости.


— Зачем?


— Так несправедливость же допущена. Вот власть и пытается восстановить справедливость. Но не знает как.


— Но почему именно сейчас?


— Так дефицит же власти. Ну какой «тандем»? Не может быть двух верховных распорядителей ресурсов в одном ресурсном государстве. Из-за дефицита власти теряется управляемость. И чтобы восстановить управляемость, власть вынуждена сейчас отпустить вожжи. Ресурс информации был монополизирован, сейчас идет его демонополизация.


— А зачем подделывали голоса?


— Паника была. Десять лет создавалась «Единая Россия» как политический механизм. Каким бы плохим он ни был, он обеспечивал законодательный процесс, законы принимались дурацкие, но как-то все было организовано. И вот в результате конкуренции во власти и сопутствующего конкуренции дефицита политический механизм сломался. У «Единой России» нет конституционного большинства, а во многих региональных заксобраниях нет и простого большинства. А сейчас надо будет принимать кучу законов. И очень им хотелось избежать этой ситуации.


— Может, в результате появится политика?


— А нет групп, чьи интересы можно было бы представлять. Вот этих, которые на площадь вышли? У них нет ничего общего, кроме обиды. Политическая партия — это институт классового общества. Партии представляют интересы богатых и бедных. А у нас нет богатых и бедных, у нас совсем другая социальная структура. И представительство осуществляется совершенно другим образом. На эту Думу возложены парламентские функции, которые она в принципе не может выполнять. Это еще не сословный собор, но это и не парламент.


Но не думаю, что эта турбулентность критическая. Экономика нормальная, цены на нефть высокие. Дырки заткнуть есть чем. В регионах абсолютное спокойствие. Сейчас власть вынуждена будет договариваться, потому что нужно обеспечить явку на президентские выборы.


Про интеллигенцию


— В том мире российском, который сейчас возник, есть логика, но нет места интеллигенции. Вы заметили, как бесятся все наши интеллигенты? Они лишние в этой системе. Массовый настрой уехать — это симптом того, что не нужны ни журналисты, ни писатели, ни деятели кино. Все можно импортировать. Кто вас читает? Такие же, как вы. А в Союзе «Литературную газету» читали все. И Театр на Таганке знали все. И «Иронию судьбы» смотрели все. А сейчас этого «пространства интеллигентности» нет.


Интеллигенция — это представители всех сословий, которые используют свои профессиональные знания для рефлексии положения и фиксации несправедливости. И эту свою рефлексию интеллигенция адресует власти, обращая ее внимание на тех, кто обделен при распределении ресурсов. Эта триада «народ — власть — интеллигенция» — диагностический признак сословного общества: власть заботится о народе, народ благодарен власти за заботу, а интеллигенция болеет за народ и обращает внимание власти на его беды.


Сейчас, как мне кажется, триада разрушается. Прежде всего потому, что интеллигенция не хочет и не может признать сословную структуру и выработать соответствующие сословные идеологии. В результате разрушается представление о социальном времени, интегрирующее сословия в целостность социальной структуры. У нас как у государства сейчас нет предвидимого будущего, одно воспроизведение настоящего. Новые сословия разобрали ресурсы и предполагают, что так будет продолжаться вечно. А вечность не предполагает рефлексии.


Интеллигенция существует только в триаде с властью и народом. Если нет власти, то нет ни интеллигенции, ни народа. Народ — это интеллигентский конструкт. Интеллигенция существует, потому что она болеет за народ, потому что власть его обижает. А в отсутствие власти исчезает место интеллигенции и народ распадается на отдельных реальных людей со своими проблемами.


Правда, у нас власть очень интеллигентная: властные люди воспринимают страну как объект для преобразований, а не как реально существующий организм. Сплошное торжество абстрактной схемы над жизнью.


Про роль личности в истории


— Что? Роль личности в истории? Нет такой роли. Не одни, так другие. Возникает ситуация — появляется человек. Среда выделяет его, выталкивает. От конкретных людей мало что зависит. Особенно в нашей системе. Может появиться разве что очередной Пугачев.


— И сейчас может появиться?


— Сейчас нет основания для пугачевщины. Все же при местах, все при потоках каких-то. Кроме интеллигенции. В стране же, в общем, все нормально — идет естественный процесс: что бы власть ни делала, внизу формируются реальные собственники и соответствующий им рынок. Есть решаемая проблема легализации этого рынка. И тогда, вполне возможно, мы сможем без больших потрясений перейти к более-менее нормальной экономике. Рынок же не создается, он формируется. И сейчас под этим зонтиком — нефтяным, газовым — формируется реальная экономика, в разных регионах разная. Так и должно быть, это естественный процесс.


Вот люди на Болотной говорят: давайте сделаем «как там». Но если начнутся большие потрясения, вполне возможно, что этот естественный процесс в очередной раз остановится. А на самом деле «как там» может получиться, только если ничего не делать. Как Примаков. Вроде бы он ничего не делал, а последствия дефолта очень быстро удалось снять. Как? А хрен его знает. Сама система выстроилась.


— И как все будет развиваться, если ничего не делать?


— Будем существовать. Ну, не выполняются поручения президента, премьера, ну, никто их не слушает, они чего-то пишут наверху, а внизу все само по себе происходит — и дай бог, чтобы так оно и было. Только само по себе. Если не мешать, само все устаканится.


— А ваши студенты ходят на митинги?


— Ни одного не знаю, который бы ходил.


— А они интеллигенция?


— Пытаются ей быть. У меня заключительная лекция по интеллигенции на третьем курсе. Обычный вопрос: а вы себя интеллигентом считаете? Я говорю: да, конечно. Обычная жалоба в конце курса на меня и мне же: сломал картину мира. Спрашивают: что нам теперь с этим знанием делать?


— И что вы отвечаете?


— Говорю: это ваши проблемы.


Запись опубликована Вадим Давыдов | Dixi. You can comment here or there.


  • Архів

    «   Квітень 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30