Роздуми

Эстетика безделья

Как уже не раз говорилось, искусство зародилось в городах. Но почему? Почему именно город стал колыбелью искусств как рода деятельности? Известно - у городских жителей появилось свободное время и средства, чтобы вкладывать их (и те и другие) в "чистую красоту", т.е. в эстетическую сторону быта. Крестьянин или иной человек труда не имеет возможностей для непродуктивного времяпровождения. Но более того - рабочему человеку не придет в голову делать что-то бессмысленное и бесполезное. Для него предмет должен быть функционален, а украшательство будет тратой времени и сил, которые можно было бы вложить в производство своего продукта. Лишь вынужденный "простой" в холодное время года дает возможность уделить внимание эстетической стороне. И то - в зимнее время крестьяне занимались ремеслами (производством каких-то предметов, имеющих практическую ценность) и эстетика производимых предметов также была тесно связана с товарной стороной ремесла, т.е. с повышением ценности товара для покупателя. И даже в этом случае самые богато украшенные товары предназначались не для собрата крестьянина, а для горожан. Эти товары отвозились на ярмарку на показ "панам". И именно пан, страдающий от скуки и меланхолии, мог заплатить и за украшенную утварь, и за чистую красоту "абстрактного" искусства. Таким образом, искусство есть эстетика бездельника.