За життя

Nokia ORO

Отже, можуть, коли захочуть? Ціна помірна (8500 грн в Розетці), дизайн відмінний. От тільки платформа вбита. Якби там стояв андроід чи хоча б Windows Phone 7, апарату ціни б не було. А так - непорозуміння та й годі :(.
Знадобилась мені флешка. Звичайна така флешка, але велика - на 16-32 Gb. В Каравані було знайдено аж дві - одна на 32 Gb чорна невзрачна (в машині стирчати саме воно), друга ж, для носіння, - справжній витвір мистецтва. Звати її Transcend JetFlash V95 (фото під катом).



Живцем ця шахова дошка виглядає набагато більш помірковано, оскільки насправді вся ця поверхня одного пісочного кольору, а на фотці вона такий вид має за рахунок рельєфу. В комплекті пасок (шкір'яний і дуже якісний) і серветочка для протирання гладких поверхонь. Ціна питання - 370 грн за 16 Гб (те, що мені і треба). Тобто за вартість звичайного ширпотребу можна зробити дійсно якісну річ, яку не тільки взяти в руки, але й іншим показати приємно.
Для программистов и разработчиков интерфейсов:

When Windows Explorer added the ability for programs to display a balloon tip in the notification area, it was accompanied by a rather nasty bug.

You would be enjoying yourself in a full-screen program, like a DirectX game or a command prompt in full-screen mode—OK, so maybe you weren’t actually enjoying the command prompt, but let’s say you were for the purpose of this story. Then without warning, you would be taken out of your full-screen program and jolted back to the desktop.

Продолжение там столь же забавное, сколь и поучительное.

Текст большой, поэтому идет частями. Ссылки на него в ваших блогах приветствуются.


Стилус

Стилус имеется почти во всех смартфонах с сенсорным экраном резистивного типа (это те экраны, на которые нужно нажимать для получения результата – они появились в КПК с самого начала и лишь недавно стали вытесняться емкостными и комбинированными). Исключения единичны.

Стилус в подавляющем большинстве смартфонов размещается внутри корпуса (исключение — SonyEricsson P800, где маленький плоский пластмассовый стилус пристегивался в выемку в правой боковой панели устройства).

В устройствах, ведущих свою родословную от КПК, стилус обычно вставлялся и извлекался через отверстие в верхней панели устройства. Некоторые производители размещали отверстие в нижней части устройства. Особенно этим грешит компания HTC. Субъективно удобство того или иного варианта оценить сложно (кто к чему привык), но есть один объективный фактор — стилус при нижнем размещении склонен вылетать из разъема и теряться.

Если стилус никак не крепить, то он может вылететь и из верхней панели, поэтому многие производители придумывали различные варианты крепления — с защелкой или (как у HTC) с магнитным держателем (который, тем не мнее, слабо помогает при нижнем размещении стилуса).

У стилуса есть еще одно полезное применение — сторонние производители предлагают стилусы со встроенной шариковой ручкой. Безусловно, ее не хватит на написании длинного текста, но поставить подпись на чеке (при оплате кредитной картой) — в самый раз.

Также стилус мог бы иметь статусное значение (скажем, неплохо смотрелись бы стилус и корпус смартфона, выполненные из титана или драгоценных металлов).

Емкостные экраны и тач-скрин интерфейсы сделали стилус опциональным аксесуаром и в настоящее время в моделях на базе ОС Android и в iPhone стилус в комплекте не предполагается.

Дополнительные устройства

В период доминирования КПК (когда коммуникаторы были еще молоды и неуклюжи) существовало большое количество предложений внешних устройств, подключавшихся через самые различные разъемы. Это были и видеокамеры, и выводы VGA Out, и внешние накопители, и более экзотические устройства.

Иногда периферийные устройства подключались через разъем для CF- или SD карт (спецификация SDIO предполагала использование разъема не только для карт памяти, а для передачи данных периферийным устройством), иногда через проприетарные разъемы КПК.

Со временем все больше устройств стало подключаться через Bluetooth, а проприетарные разъемы стали заменяться на Mini-USB (HTC отличилась, введя свой расширеный Ext-USB), который в настоящее время вытесняется micro-USB.

Подавляющее большинство устройств не имеет так называемого USB host'а, т.е. вы не сможете подключить, скажем, USB Flash накопитель или иную USB периферию к своему смартфону. Во времена же КПК это было возможно с некоторыми устройствами.

В настоящее время многие бывшие внешними устройства встраиваются прямо в смартфон. Это включает в себя в первую очередь GPS и FM-радио, в последнее время устройства оснащаются акселерометрами, гироскопами и другими столь же спорными устройствами.

Что нас ждет?

В настоящее время продолжается гонка за «освоением» отдельной достаточно узкой ниши — развлекательные устройства для молодежи. Да, это самый платежеспособный сегмент рынка, но при этом оказывается пуст рынок качественных смартфонов для тех, кому некогда развлекаться. Современный бизнесмен вряд ли станет смотреть фильм на 4экране — если у него есть время и любовь к кинематографу, то у него найдутся деньги на домашний кинотеатр и мощный ноутбук. В то же время, хорошая эргономика устройства добавляет +100 к карме производителя. Осталось надеяться, что это проймут сами производители, и не будут выпускать все более неудобные устройства в угоду заблуждениям своих маркетологов-плагиаторов идей.



Текст большой, поэтому идет частями. Ссылки на него в ваших блогах приветствуются.


Устройства и элементы управления

Стрелки вверх-вниз

Такие использовались на моделях Palm (на первой фотографии в статье). Кнопки перелистывали экран вверх и вниз.

D-Pad

Бывают монолитные и с выделенной центральной кнопкой для большего удобства (хотя, какое исполнение удобнее, есть вопрос субъективный).

Монолитную можно увидеть на фотографии iPaq 3900 выше, а с центральной кнопкой — на фотографии Palm Tungsten T3 выше.

Джойстик

5-позиционный джойстик встречался еще в умных телефонах SonyEricsson T68i (этот телефон настолько опередил свое время, что у автора проработал 8 лет и до сих пор актуален и может использоваться).

Также его можно найти в некоторых других устройствах (в частности, используется в i-mate Ultimate 8502 и Asus P525 и P725 на фотографиях выше), но к сожалению, он был большой редкостью.

Единственным недостатком джойстика, является некоторая замедленность реакции, связанная с тем, что джойстик (как и D-Pad) работает путем посылки клавиатурных команд.


Сенсорная панель

Аналогична сенсорным панелям на ноутбуках, соответственно ничего особенного из себя не представляет, а учитывая отсутствие такой сущности как мышь в КПК (для Windows Mobile существует программный продукт Virtual Mouse, очень качественно эмулирующий мышь, но это достаточно новый продукт, который к тому же стоит немаленьких денег), сенсорная панель в ее «ноутбуковом» исполнении смысла не имеет.



Трекбол

Трекбол стали использовать недавно в компании HTC. Он был установлен в нескольких моделях, но, похоже, в последних моделях от него отказались, и мы его не увиидим. А жаль — в HTC Hero он очень удобен.

Оптический сенсор

Оптический сенсор стали использовать только недавно различные производители, в частности Samsung, HTC и Nokia. По сравнению с трекболом такой сенсор проигрывает в удобстве использования (отсутствует тактильная обратная связь, скорость скроллинга и точность ниже, чем у трекбола), но трекбол, как и как любой движущийся предмет, подвержен физическим проблемам (попадающие внутрь волоски, жир с пальцев и т.п.).

Дополнительные кнопки

Вне зависимости от наличия и отсутсвия клавиатуры, подавляющее большинство смартфонов (кроме отличившегося Apple) имеет аппаратные кнопки с обратной тактильной связью. Как минимум, это кнопки приема звонка и отбоя. В ранних КПК на базе Palm и PocketPC аппаратные кнопки использовались для быстрого запуска приложений.

В почти всех Windows Mobile смартфонах (до недавнего времени) были еще кнопки, дублирующие две soft buttons в нижней строке экрана. В последнее время от них начали отказываться.

Отдельно нужно упомянуть боковые кнопки. Обычно на боковых гранях смартфона размещали кнопки быстрого запуска приложений (их даже можно было переназначать) и регулятор громкости. Последний является совершенно бесполезной вещью, т.к. переназначить кнопки регулятора невозможно, а громкость в устройствах почти всегда стоит на максимуме из-за откровенно слабых динамиков, устанавливаемых в смартфон. Также на ряде моделей (HTC, i-Mate) на базе Windows Mobile можно встретить кнопку OK (такая кнопка размещается под колесом прокрутки).

Частным случаем кнопок являются переключатели. Так, автор встречал переключатели, блокирующие экран и клавиатуру (смартфоны Asus) и переключатель, включающий / отключающий модуль беспроводной связи (HTC P6800).

Удивительно, что в смартфонах (кроме смартфонов Nokia, произошедших от телефонов и единичных моделей других производителей) отсутствуют кнопка для блокировки телефона и кнопка переключения профиля. И та и другая достаточно важны для пользователя и используются постоянно.

Колесо прокрутки

Колесо прокрутки (располагается в верхней части левой грани смартфона) появилось еще во времена Palm-based устройств и использовалось в достаточно большом количестве моделей различных производителей. Стандартное колесо может прокручиваться вверх и вниз с щелчками, а также на него можно нажать (в сторону корпуса) для эмуляции нажатия Enter (обычно). В моделях SonyEricsson использовалось 5-позиционное колесо, которое можно было еще нажимать в стороны (от себя и на себя). Патент на такое колесо принадлежит компании SonyEricsson.



Текст большой, поэтому идет частями. Ссылки на него в ваших блогах приветствуются.

Форм-фактор

Форм-фактор недаром следует за обсуждением клавиатур: именно необходимость так или иначе представить пользователю клавиатуру либо иное средство ввода информации обеспечивала разнообразие форм-факторов у смартфонов.

В случае обычных телефонов моноблок с клавишами являлся и остается наиболее частым гостем на прилавке (хотя и там мы наблюдали ряд экспериментов в виде выдвигающихся и открывающихся аппаратов, движущиеся части в обычном телефоне удорожают конструкцию и ослабляют ее).

В случае же со смартфонами все было интереснее.

Как уже упоминалось, первые КПК и персональные помощники имели выделенную область ввода (устройства на базе PalmOS) либо выделенную клавиатуру (Psion, устройства на базе WinCE). Дальнейшее развитие КПК шло несколькими путями. Появление PocketPC (ранних версий Windows Mobile) привело к появлению бесклавиатурных устройств, в которых управление осуществлялось стилусом и аппаратными кнопками – D-Pad (4 позиции и центральная кнопка в качестве Enter), сохранившимся до сих пор, и некоторыми дополнительными кнопками на лицевой панели и по бокам устройства (их количество варьировалось от устройства к устройству).

Дальше пошли ухищрения. Различные производители пытались сократить размеры устройства без потери функциональности разными путями. Так, появился «слайдер»:

Palm Tungsten


и «раскладушки» различного типа:

Sony Clie NR:


RoverPC S2:


и даже «трансформеры»:

Автор был счастливым владельцем RoverPC S2 в течение полутора лет. Должен заметить, это было очень удобное и компактное устройство, несмотря на недоработки в использовании клавиатуры. Собственно, проблема была не в клавиатуре, а в ограниченных возможностях программного обеспечения по ее использованию. Нынешнее ПО использовало бы эту клавиатуру на все 100%.

Интересной, хотя и не без изъянов, является концепция двойной клавиатуры, как в HTC S740 (внизу на снимке). Дело в том, что смартфон S740 использует Windows Mobile Standard, который не поддерживает сенсорный ввод. А т.к. набирать текст с помощью T9 достаточно утомительно, то было предложено использовать боковую клавиатуру.



Текст большой, поэтому идет частями. Ссылки на него в ваших блогах приветствуются.

Клавиатура.

Задачи ввода текста достаточно разнообразны — это и написание коротких сообщений и писем, записей в блог или социальные сети, и ввод заметок и задач в календарь, и написание и редактирование документов.

Самый первый КПК, Apple Newton, говорят, умел распознавать почерк. Но мы мифам и легендам не верим :). Первые массовые карманные компьютеры, Palm, имели специальную область граффити, в которой нужно было рисовать специальные символы. А КПК эти символы распознавал.

КПК Psion (на OS EPOC, на фотографии ниже) и Cassiopeia (Windows CE 1.0) имели аппаратную клавиатуру, да и общий вид у них был скорее как у очень маленьких ноутбуков.

Такой форм-фактор предлагает Nokia со своими устройствами E90 Communicator.

В дальнейшем смартфоны разделились на бесклавиатурные с сенсорным экраном, чисто клавиатурные (Blackberry, смартфоны Nokia E series, устройства на базе Windows Mobile Standard) и смешанные.

В смешанных устройствах клавиатура может располагаться как на передней панели, так и быть выезжающей. Частным случаем выезжающей клавиатуры является выезжающий экран (”sidekick”). И выезжающая клавиатура и выезжающий экран основаны на подходе, при котором клавиатура прячется под экраном и появляется при смещении одной части устройства относительно другой.

Почти самым массовым и самым неудобным является вариант, когда полная клавиатура выезжает сбоку. При этом для набора текста устройство нужно поворачивать на 90 градусов, что не для всех задач годится.

Очень редким (полная клавиатура в слайдере) является вариант клавиатуры на Palm Pre:


Он также встречается в Microsoft Kin 1 и смартфонах Motorola.

Одно из ключевых преимуществ клавиатуры на передней панели является ее непосредственная доступность: для нажатия кнопок не нужно производить дополнительные манипуляции с телефоном. Буквенные и цифровые кнопки невероятно удобны для того, чтобы управлять телефоном без использования сенсорного экрана. Так, пункты меню могут быть доступны через буквенные шорткаты (команды быстрого доступа), и использование команды из подменю после некоторого опыта превращается в слепое нажатие нескольких аппаратных кнопок на панели. Смартфон не нужно даже доставать из кармана или снимать с крейдла. А если смартфон установлен в держателе в автомобиле, то водителю проще нажать одну-две клавиши на клавиатуре, чем отвлекаться на меню и сенсорный интерфейс.

Далее, аппаратная клавиатура дает однозначный отклик до и после нажатия. То есть возможно (при определенной минимальной тренировке) набирать текст вслепую и с достаточно большой скоростью.

Аппаратные клавиатуры ограничены латиницей (и в этом их большой недостаток для кириллического пользователя), однако бОльшая часть пользователей смартфонов использует латиницу в любом случае (о странах CJK сейчас не говорим, у них отдельный рынок и отдельные системы ввода).

Великолепным решением были клавиатуры в смартфонах SonyEricsson P800/P900 и P910 (на фотографиях ниже).



В них клавиатурная панель открывается для доступа к полному экрану и (в P910) на обороте клавиатурной панели находится полная буквенная клавиатура.

К сожалению “полная” (37+ клавиш) клавиатура на передней панели не обрела популярности среди производителей. Одной из причин являлась неспособность большинства производителей совместить полную клавиатуру со «стандартным» портретным (высота больше ширины) разворотом экрана. Единственное устройство, где такая схема была успешно реализована, это i-Mate Ultimate 8502.

По мнению автора, это устройство является одним из лучших с точки зрения дизайна смартфонов, и в дальнейшем оно не раз будет упомянуто.

Даже телефонная клавиатура тяжело совмещается с портретным экраном. Компания Asus выпустила несколько моделей с телефонной клавиатурой, включая невероятно красивый P525 (автор видел его живьем — намного лучше, чем на картинке ниже), но последниее смартфоны этой компании — стандартные скучные моноблоки с сенсорным экраном.


Asus P525:



Asus P725:

Встречаются еще внешние клавиатуры, которые на заре эры КПК подключались через инфракрасный порт, а потом через Bluetooth.

Интересное решение предлагалось для iPAQ:


Это внешняя клавиатура, которая «надевалась» на устройство снизу. Уровень удобства пользования ею был выше, чем у нынешних встроенных клавиатур, к тому же, ее можно было отстегнуть и носить отдельно. Но все же, поддержка таких клавиатур операционной системой была ограничена, и такая клавиатура могла использоваться практически только для набора текстов. К тому же она достаточно сильно увеличивала габариты устройства.



Текст большой, поэтому идет частями. Ссылки на него в ваших блогах приветствуются.

Cradle

Начнем наш рассказ-обзор не с устройств как таковых, а с их подключения.

Во времена первых наладонных компьютеров (Palm, Compaq Ipaq) в начале 2000-ых годов каждое уважающее устройство имело cradle — подставку под устройство, позволяющую оное устройство поставить вертикально под небольшим углом.

Удобства такого подхода очевидны. Кроме указанных в статье пунктов, крейдл превращает устройство в удобный секундомер / часы / таймер (т.е. не нужно крутить головой и туловищем, чтобы видеть цифры), фоторамку, календарь. Причем при правильном проектировании крейдла несложно сделать так, чтобы устройство определяло свое нахождение в крейдле (или снятие с оного) и запускало определенную программу.

Одно из потенциальных использований крейдла – автомобильная интеграция устройства. Держатель для устройства — это хорошо, но не лучше ли подключать устройство к питанию и, возможно, к внешнему экрану (как это сделано у меня) с помощью разработанного специально для данной модели смартфона держателю?

Еще одно использование крейдла — при подключении внешней клавиатуры к устройству (об этом ниже) смартфон вполне может использоваться в качестве печатной машинки для, например, написания заметок в туристической поездке.

Возможность создания крейдла зависит от разъема подключения. HTC, Nokia и другие производители в настояще время переходят на разъем MicroUSB, и переносят его на левую сторону устройства, что делает создание крейдлов с автоматическим подключением невозможным. При этом совершенно неясна мотивация для переноса разъема на боковую сторону. Можно предложить установку устройства в крейдл боком (т.е. в повернутом на 90 градусов влево виде), но резиновая заглушка будет мешать установке устройства в крейдл в повернутом положении, да и с точки зрения эргономики такая установка вызывает вопросы.

Различные крейдлы выпускаются для iPhone'а, но для других смартфонов крейдлы — скорее исключение.


Текст большой, поэтому идет частями. Ссылки на него в ваших блогах приветствуются.

О дизайнерских решениях, которые мы потеряли.

Индустрия портативной компьютерно-телефонной техники насчитывает почти 20 лет. За это время мобильные телефоны прошли путь от «кирпичей» размером с настоящий строительный кирпич до малюток меньше спичечного коробка. Появившиеся около 10 лет назад массовые (не будем сейчас считать провальный Apple Newton) персональные вычислительные устройства также эволюционировали путем уменьшения размеров, пока не слились воедино с мобильными телефонами в симбиотическое создание «смартфон».

Вот о смартфонах и пойдет сегодня речь.

Смартфоны продаются десятками миллионов в год (не считая сотни миллионов простых сотовых телефонов). Использование смартфонов включает в себя как околотелефонные задачи (позвонить, отправить / получить текстовое или голосовое сообщение), так и задачи компьютерные (сюда входят и развлечения — просмотр фильмов, музыка, радио, и бизнес-задачи – просмотр и редактирование документов, демонстрация слайдов, и десяток других применений). Встречаются также такие экзотические, но от этого не менее важные применения, как использование смартфона в качестве фонарика или открывачки для бутылок. Некоторые умудрялись даже гвозди смартфоном забивать (он после этого работал, вы чего не подумайте).

Одним из использований телефонов и смартфонов в частости является имиджевая составляющая, говоря по-простому, понты, или индикация принадлежности к определенной социальной группе (например, точка зрения «кто не с iPhone'ом, тот лох” среди подростков в некоторых западных странах).

Логично предположить, что смартфоны должны наличествовать на любой вкус — быть любых форм и расцветок, а также предлагать пользователю варианты персонализации. К сожалению, на сегодняшний день мы имеем дело с очень ограниченным количеством дизайнерских и технических интерфейсных решений, а возможности по кастомизации ограничиваются призывами производителей «вырази свою индивидуальность — стань 10-миллионным покупателем одной и той же черной пластмассовой фигни» и невнятным дыц-дыц при звонке.

Вместо того, чтобы сделать «хорошо», производитель начал делать «можно пережить», одновременно промывая мозги обывателю с тем, чтобы тот поверил, что ему лучше и не нужно. Основоположником данного подхода являлся Apple. Одной из их задач являлось стремление упростить интерфейс компьютера. Вероятно, они с этим справились. Но если определенный подход работает в одном месте, это совсем не значит, что он будет напомнить везде.

Говорят, что единственный интуитивно понятный интерфейс — это соска (это неправда, не все новорожденные дети сразу понимают, как сосать молоко; некоторых нужно учить). Apple в данном случае хочет превзойти природу, и они движутся в правильном направлении. Поясню. Ребенок-грудничок распознает яркие предметы, радуется, улыбается и тянется к ним указательным пальцем. Ничего не напоминает? Поведение рядового пользователя iPhone при использовании сенсорного экранного интерфейса.

До появления iPhone'а среди разработчиков дизайна смартфонов существовало неформальное соревнование, кто предложит более удобные интерфейсные решения. Такое соревнование требовало определенных инвестиций в промышленный дизайн, без четкой обратной связи. Успех iPhone позволил разработчикам смартфонов опустить рукава и сказать начальству и акционерам «смотрите, у них сработало. Давайте мы будем делать так же, у нас тоже должно сработать». И постепенно инновации в сфере дизайна прекратились, а все решения крутятся либо вокруг моноблока с большим экраном, либо вокруг такого же моноблока с выдвигающейся в сторону клавиатурой (что делает ее совершенно бесполезной в большинстве случаев).

Одним из основных разработчиков дизайнов смартфонов являются китайцы, HTC. К сожалению, в китайской культуре отсутствует культура инновации (простите за тавтологию). Китайцы (как и японцы и корейцы) прилежны, трудолюбивы, но неспособны придумывать что-то кардинально новое. На их дизайнерские решения, созданные самостоятельно (без оглядки на западные прототипы) без слез смотреть невозможно.

Учитывая доминирующее положение HTC и других азиатских компаний на рынках смартфонов, вряд ли стоит надеяться на то, что нас ожидает улучшение в этой ситуации.

Остается лишь вспомнить, какие интерфейсные решения Apple уничтожил мы потеряли.

Відома теза, що єдиний інтуітивно зрозумілий інтерфейс - це сосок грудей (або гумова соска як сурогат), а решті треба вчитись. З'ясувалось (а може й знав та забув за 10 років), що навіть цьому дітей вчать. Багато хто з немовлят при прикладенні до грудей (або вставлянні соски) в рота не розуміє, що треба робити, і їм необхідно допомагати. В складних випадках навіть годувати з ложки.
Роботи молодих дизайнерів на запрошення Aston Martin. Цікаво, чим вони балувались перед тим, як робити це ... Хоча перший варіант, Libido, мені сподобався.


Если вы занимаетесь дизайном товаров (материальных предметов), то в погоне за красотой не забывайте тестировать свои изыски на потребителе. Иначе можно конкретно сесть в лужу. Швейцарский нож, модель под названием WorkChamp (предназначенный большой частью для использования на улице) в отличие от подавляющего большинства моделей (яркокрасных, блестящих) покрашен в радикально черный матовый цвет. Во-первых, такой нож будет сильно греться (и плавиться?) на солнце, а во-вторых, его невозможно найти, куда бы ты его не положил! Я вчера со своим так уже распрощался - где-то положил, и все...


Взято звідси. Там же і деталі.
  • Архів

    «   Жовтень 2021   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31